Костя Федотов в Варне (kostya_fedotov) wrote,
Костя Федотов в Варне
kostya_fedotov

Город Русе и музей транспорта

Впервые за полтора года у нас с женой случилась зарубежная поездка. Мы год перед переездом в Болгарию на таком туризме экономили ("импортозамещали" туризм Питером и Тулой). Но вот, наконец, совместили наши отпуска и решили поехать в Румынию. Туда россиян с болгарским ВНЖ пускают без визы.

Поехали через город Русе, граничайщий с румынами через Дунайский мост. На осмотр самого города у нас было всего несколько часов времени и увидели мы совсем немного. Отчасти потому, что по пути от автовокзала до центра не покидало впечатления города, который стремился к роли большей, чем областной центр, но прыгнуть выше головы не получилось. Местами было ощущение (которое в Болгарии можно иногда поймать не только в Русе) от средненького провинциального российского города. Потому фотографий собственно города буквально несколько штук всего.


Доходное здание на первом фото, плавно перетекающее в Австрийскую библиотеку - это да, что-то вполне венское. Но не более того.

После освобождения страны от Османского ига (в 1878 году) Русе с начелением чуть более 26 тыс. человек был самым крупным городом в стране. Именно отсюда в 1867 году стартовала первая железнодорожная ветка Болгарии (Русе-Варна), здесь была создана первая современная типография в Болгарии (в 1864 году), первый пивоваренный завод, первая телеграфная линия, первый банк и первая страховая компания и т.д. и т.п. Сейчас же город Русе лишь пятый по количеству населения (145,7 тыс. человек), но остаётся, как мне думается, существенной экономической единицей в стране - хотя бы за счёт трафика через границу и сопутствующих таможенных тем (в Русе есть даже какая-то зона беспошлинной торговли), и за счёт крупнейшего речного порта на Дунае, текущего через половину Европы.

Может из-за потери лидерства - ведь был же Русе крупнейшим и наиболее развитым городом когда-то - и почувствовали мы ощущение некого упаднического духа и провинциальности. При этом, я слышал и читал в болгарской Википедии, что Русе называют "Маленькая Вена", но я этого сходства не увидел. Хотя, повторюсь, на Русе у нас было мало времени и часть из него мы провели в музеях. На Вену гораздо больше похож старый город Бухареста. Хорошо, что его Чаушеску не разломал, но о Бухаресте и Румынии я расскажу позже.


Прогуливаясь по центру, мы набрели на Пантеон. Это мемориальное здание, в котором перезахоронены останки болгарских героев, членов Русенского революционного комитета - борцов за освобождение от Османского ига. Многие из имён нам были знакомы (Любен Каравелов, Захари Стоянов, Баба Тонка и семейство Обретенови, Ангел Кънчев, Стефан Караджа, Панайот Хитов) - улицы имени этих людей есть, наверное, в каждом болгарском городе.

Построен Пантеон на месте разрушенной церкви и кладбища. При этом, рядом детская площадка, жилые дома, за ззданием - парк. Причём в этой части парка надгробия и даже склепы остались. Да, Пантеон не выглядит идеально, будто давно его не приводили в порядок. Но вряд ли с 1978 года, когда его торжественно открыли в день столетия освобождения Болгарии от Османской империи.

Экспозиция Пантеона, помимо надгробий и памятных досок, соответствующая: фотографии, оружие революционеров - ружья, пристолеты, сабли, шашки. Вроде ничего особенного, но какая-то наполовину церковная, наполовину маршевая музыка, все эти напоминания о том, что такое война... Мы как-то прониклись даже.


От Пантеона оказалось недалеко до Национального музея транспорта, который я для себя отметил. И вот он впечатлил очень и очень. Причём опять же - музей небольшой, но такой настоящий, уютный милый и душевный, что я бы еще раз сходил даже!


Располагается он в старой станции Русе, в окружении частного сектора. Чтобы попасть в музей надо позвонить в звонок. Тогда хранительница и экскурсовод в одном лице продаст билеты, откроет музей и расскажет обо всём, что там находится. Правда, на болгарском. Так я понял, что спустя полгода жизни в Болгарии стал всё-таки понимать язык. Пусть она специально для нас говорила медленно и размеренно. Но понятно было почти всё.

Вот это, например, клавиатура для работников станции, которые не удосужились выучить "морзянку".


В целом музей рассказывает и о речном транспорте, а не только о железнодорожном. Но... Я вырос в Щербинке, у крупнейшего испытательного железнодорожного кольца в Европе, собирал все эти брошюры с новинками железнодорожной техники, посещал в детстве ж/д выставки (вход был свободный и бесплатный), где стояли целые инсталляции с ландшафтами и действующими игрушечными моделями поездов - всё ездило и работало, старые паровозы, по которым можно было лазить и на них кататься и многое-многое другое. Так что, мне железнодорожная и самая масштабная часть музея была интереснее.






Посмотрели на султанский вагон. Он как-то без роскоши оформлен. По крайней мере, по нынешним меркам. Мы встречали "Восточный экспресс" где-то под Бухарестом - он выглядит наряднее и богаче. Но может по тем временам и вагон султана был вполне роскошным?


Между двумя помещениями - открытая часть вагона с парой лавочек, предназначавшаяся для охраны. Ну ладно, охрана. Их можно и не жалеть. Но если поднять угловое сиденье (видно на второй фотографии), можно увидеть встроенное в него очко... Столики, диванчики, султан, дамы. Оп, отложил личину, и продолжаешь светскую беседу? И как избавиться от запаха?


Конечно, распечатка в современной папке и в файлике совсем не к месту. Зато вагончик из Брюсселя.


От султанского вагона нам немного предложили прокатиться на дрезине, что мы радостью и исполнили. Плавно затормозить, правда, не очень получилось.


Есть на старой станции вагоны и попроще. Второго и третьего класса, для обычных пассажиров. Но с регулировкой отопления!


Всё вполне цивильно, по-моему. Старые советские электрички, которые я помню по 90-м годам (а где-то в регионах они, небось, до сих пор используются), не сильно лучше были. А уж туалет (я снимать не стал) - вообще один-в-один!


А этот древний мини-локомотив - кинозвезда. Снимался в "Турецком гамбите". По-моему, неплохое было кино - пересмотреть что ли и поискать паровозик там?


Вот такой музей. Слушал я больше, чем снимал - экскурсовод явно любит свою работу и рассказывала всё очень здорово, с воодушевлением. Музей всем горячо рекомендую.


А финал поста я придумывать не хочу, поэтому скажу только, что жителей Русе называют "русенци", а русских в Болгарии - "руснаци". Поэтому, если бы мы жили в Русе, были бы "русенцы-руснаци". Русе просто лежал на нашем пути в Румынию, от границы до Бухареста меньше 100 км. Про Румынию я тоже как-нибудь расскажу. И фотографий оттуда будет намного больше! Что-то я постепенно уже выкладываю в Инстаграме.
Tags: България, поездки, путешествия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments